Очень часто среди рекомендаций стоматологов встречается миогимнастика в ортодонтии. Какие упражнения нужно делать и кому, принцип их действия, а также показания для эффективного результата в лечении опишем более подробно.
Иногда достаточно вовремя обнаружить начавшиеся проблемы в формировании челюсти у ребенка и обратиться к специалисту за помощью. Тогда можно предотвратить многие аномалии за счет простых, доступных и бесплатных методов, потратив всего лишь время на занятия с любимым чадом.
Что такое миогимнастика?
Это определенный комплекс упражнений для лицевых и жевательных мышц, которые находятся вокруг зубного ряда и тем или иным способом влияют на его формирование. С их помощью можно изменить начавшиеся дефекты прикуса, улучшить дикцию, а также частично повлиять на правильное формирование челюсти и овала лица. Не удивительно, что миогимнастика в ортодонтии занимает столь важное место.
Особенно эффективным ее применение оказывается для детей 4-7 лет. Считается, что уже после достижения ребенком 9 лет данные упражнения не способны выступать в роли лечебного метода. И все же их часто прописывают в дополнение к другим ортодонтическим воздействиям на зубочелюстную систему.
Разработал первые диагностические параметры и гимнастические комплексы такого плана А.Роджерс еще в прошлом столетии. На основе его работы сегодня в стоматологии разрабатывают новые упражнения, стараясь предотвратить или исправить большинство проблем в функционировании мышц челюсти.
Миогимнастику лица чаще всего назначают в таких вариациях:
- как самостоятельный метод лечения;
- в качестве подготовки к любым ортодонтическим вмешательствам;
- или как дополнительное влияние по ходу такой коррекции;
- для закрепления результата после специального лечения;
- и как метод профилактики будущего функционирования челюсти.
Принцип действия
Чтобы добиться ожидаемого результата нужно придерживаться таких основных принципов лечения:
- последовательность – сначала изучаются и активно используются простые упражнения, и только после их освоения можно приступать к более сложным комплексам;
- систематичность – заниматься нужно ежедневно, регулярно, на постоянной основе, не делая длительных перерывов;
- сознательность – лучше всего миогимнастика помогает в том случае, когда ребенок понимает, что от него требуется и с большим желанием выполняет правильные движения;
- активность – мышцы должны совершать максимальную амплитуду;
- индивидуальный подход – только учитывая строение челюсти конкретного ребенка можно говорить о каких-либо упражнениях, так как они не универсальны и в каждом клиническом случае применяются свои сочетания;
- возрастные рамки – самым лучшим периодом для эффективных результатов оказывается возраст с 4 до 7 лет;
- комплексный подход – наибольшими достижениями могут похвастаться те пациенты, которые использовали миогимнастику совместно с другими способами лечения зубочелюстных аномалий, например, комплекс Рокабадо часто дополняют аутогенной тренировкой и точечным массажем.
Плюсы и минусы
Эффективность миогимнастики определяется такими преимуществами:
- восстанавливает полную функциональность жевательных мышц;
- нормализует общий тонус лица;
- улучшает работу нижней челюсти, делая ее более подвижной;
- влияет на развитие необходимых суставов.
Достоинством метода является то, что он применим не только в ортодонтии, но и в логопедии, положительно воздействуя на дикцию.
Правда, есть и некоторые недостатки:
- во время выполнения специальных упражнений довольно сложно контролировать правильность воздействия на нужные мышцы и точно устанавливать требуемую длительность занятия;
- к сожалению, не все формы прикуса и других челюстных аномалий поддаются такому воздействию, а для взрослых они и вовсе оказываются малоэффективными.
Так, излишним будет совершать гимнастические мероприятия при дисфункции ВНЧС, гипертрофии лицевых мышц, парестезии щек и других аномалий, спровоцированных патологическим строением самой кости.
Миогимнастика при неправильном прикусе
В зависимости от формы окклюзии и интенсивности дефекта, назначают следующие упражнения.
► При глубоком прикусе:
- Встать ровно, руки вытянуть и завести назад. Подбородок также приподнять и стараться выдвинуть его как можно сильнее вперед. Периодически возвращать в исходное положение. За один сеанс сделать до 10-15 повторений. За день нужно не меньше трех подходов.
- Постепенно усиливают нагрузку и уже через 30 дней усложняют. Вытягивая нижнюю челюсть вперед, стараются расположить резцы перед верхними.
- В дополнение предлагается совершать специальное упражнение по Рубинову. Для этого требуется смыкать и раскрывать рот без каких-либо смещений хотя бы 3-5 минут. Повторять за день не меньше пяти раз.
► Для коррекции открытого прикуса:
- Нужно сильно сжимать и разжимать зубные ряды. Чтобы проконтролировать, насколько хорошо справляется ребенок, можно прижать пальцы к лицу в области роста моляров.
- Для придания усиления, делают то же самое, но с увеличенным сопротивлением. Располагают указательный и средний палец на фронтальной части ряда и при раскрытии рта стараются помешать активным движениям челюсти. Таким образом, человек прикладывает гораздо больше усилий, хорошо прорабатывая нужные мышцы.
- Еще одно упражнение делается с использованием карандаша или палочки подходящего размера. На этот предмет надевают резиновую трубочку и прикусывают резцами.
► Лечение мезиального прикуса предполагает такое воздействие:
- Языком стараются дотянуться и сильно надавить на заднюю часть неба. Делают это 3-5 минут или до первого чувства усталости мышц.
- Запрокидывают голову и совершают открытие и закрытие рта. Когда идет смыкание челюстей, нужно языком тянуться к дальнему краю неба.
- На протяжении некоторого времени подтягивают нижнюю челюсть вперед до полного перекрытия верхних резцов.
► Если обнаружен перекрестный прикус: широко раскрывают челюсти, нижнюю стараясь сместить в ту сторону, где наблюдается проблемная зона. А дальше смыкают их в таком же положении и удерживают до пяти секунд.
► Для лечения дистального прикуса рекомендуется следующее:
- Стараются нижний ряд зубов оттянуть вперед так, чтобы он оказался впереди верхнего. Удержать положение требуется как минимум 10 секунд.
- Усложняют предыдущий вариант одновременными поворотами головы сначала влево, потом вправо. Повторы совершают 10 раз.
- Нужно поставить ноги на ширине плеч, голову запрокинуть, а руки отвести за спину. Стараться выдвигать нижнюю челюсть так, чтобы достичь смыкания зубов краями.
Упражнения для языка
Также в некоторых случаях нужна миогимнастика для коррекции положения и функционирования языка. Чаще всего ее назначают в случаях проблем с глотанием. Применяются такие упражнения:
- «Часики» – с тщательно сомкнутыми губами делают движения языком по кругу, проводя по внутренней стороне губ.
- «Непослушный язычок» – положить его в вытянутом положении, слегка выдвинув вперед. Закрывая рот, делать так, чтобы получилось «шлепнуть» его верхним рядом.
- «Красим потолок» – пусть ребенок представит, что язык – это кисточка, а небо – потолок. Нужно стараться провести им по верхней части слизистой с максимальной тщательностью, ничего не пропуская.
- «Отбойный молоток» – рот широко открывают, а языком дотягиваются до неба. В таком положении стараются быстро сомкнуть губы, сымитировав удар молотка.
В случаях с подрезанием уздечки языка предлагаются такие упражнения:
- Облизывают губы поочередно верхнюю и нижнюю. Движения должны проводиться от одного края к другому, а также стараются достать подбородок и край носа.
- Аналогично проводят им так, чтобы посчитать все зубы в ряду.
- Упираются кончиком поочередно в каждую щеку.
- Совершают щелкающие звуки, как всадник, с открытым ртом.
Повторять комплекс до десяти раз.
При трудностях глотания для разрабатывания функции передней части данного органа:
- Язык удерживают в положении «столбика».
- Нарезают резиновые колечки от пипетки, накладывают их на кончик языка и прижимают к альвеолам. В таком положении сглатывают и закрывают рот без смыкания зубных рядов. Важно при этом постоянно следить, чтобы резиновые колечки не соскользнули. Глотать до 10-12 раз за один подход. Начать можно с пяти или даже двух.
- Удерживать такое же кольцо языком со сжатыми зубами. Постепенно увеличивают время выполнения от 5 до 15 минут.
Для коррекции работы средней части органа отлично подходит:
- цоканье по 50-60 раз;
- прижимать языком колечки к небу с сомкнутыми зубами и приоткрытыми губами.
Задняя часть разрабатывается следующим образом:
- прополоскать горло простой теплой водой некоторое время;
- выполнять зевающие движения.
Для губ
При проблемах их смыкания делают похожие упражнения, но в другом сочетании:
- плотно сжав рот, проводят языком по кругу;
- вытягивают его вперед, располагая на нижней губе, а верхней стараются ее ударить;
- открыв рот, размещают кончик языка на небе, а при закрытии пытаются имитировать стук молотка;
- выдвигают нижний ряд до перекрытия верхних резцов и удерживают 10 секунд такое положение;
- усложняют действия, выполняя их с поворотами в стороны;
- вытягивают нижнюю челюсть, запрокинув при этом голову назад.
То есть, часть упражнений повторяется аналогично некоторым другим проблемам.
Для круговых мышц рта
Следующие варианты миогимнастики особо эффективны при наличии межгубного пространства и привычке не дышать носом:
- Попеременно вытягивают губы вперед, как будто задувают свечку и потом растягивают их в широкой улыбке. Одновременно с этим можно пытаться выговаривать звуки.
- Сжать плотно губы, а носом в это время набрать максимум воздуха, чтобы раздуть щеки. Теперь можно кулаками на них резко надавить и выдохнуть. Губы при этом не разжимаются.
- Если присутствует такая проблема, как протрузия резцов, то опять же плотно сжимают челюсти и стараются набрать побольше воздуха. Но делают это под каждую из губ, верхнюю и нижнюю попеременно.
- Между рядами зажимают картонную полоску и удерживают ее до часа. Но при первых упражнениях начинают всего лишь с минуты.
- Для дополнительной тренировки дают ребенку дуть на какой-либо легкий перемещающийся предмет – перышко или кусочек ваты.
- Мизинцами растягивают уголки рта, а мышцами при этом пытаются их свести вместе.
- Делают ватные валики и закладывают под губы возле уздечки с обеих сторон. Стараются произносить глухие звуки (п, м, б).
Как повысить эффективность упражнений?
Чтобы добиться наилучших результатов, нужно придерживаться определенной техники и следующих правил:
- Активно работать мышцами с максимальной амплитудой.
- Но при этом выдерживаются физиологические пределы допустимых движений.
- Постепенно увеличивают скорость, интенсивность и сложность каждого упражнения.
- Для сохранения безопасности, нужно давать мышцам отдыхать ровно столько времени, сколько они перед этим работали.
- Каждое движение повторять до тех пор, пока не почувствуете усталость.
- Для занятий выделять определенное время и точно следовать ему на регулярной основе.
Видео: о миогимнастике.
Специальные приспособления
Также в ортодонтии дополнительно используются такие вспомогательные средства:
- Вестибулярные пластинки – их надевают на время сна с целью нормализации дыхания и коррекции положения языка и нижней челюсти. Вкладывать ее нужно с помощью большого пальца, одновременно вытягивая особое кольцо.
- Металлический диск – ориентирован на отучение ребенка от вредных привычек по типу сосания пальца, а также исправление ротового дыхания и дистального прикуса. Нужно сомкнуть диск губами, а нижнюю челюсть при этом выдвинуть слегка вперед. Требуется следить, чтобы его положение было строго горизонтальным.
Отзывы
Анна:
Мы делаем с ребенком эти упражнения. Сначала переживала, что не смогу заставить его выполнять гимнастику. Но у нас все происходит в игровой форме, так что сын даже не подозревает, что мы в это время лечимся.
Николай:
Ребенку похожие упражнения назначил логопед, но я не верил, что с их помощью можно решить какие-то проблемы. Через полгода наладилась не только дикция, но и стоматолог отметил хорошие результаты.
Инна:
Намучившись с пластинками и брекетами в свое время, видела, что дочку ждет та же участь, так как с самого начала зубки растут в разные стороны. Но поговорив с хорошим стоматологом, стали делать миогимнастику. Результаты замечательные! Вполне возможно, что мой ребенок не будет носить ужасные конструкции в подростковом возрасте.
У меня брат тоже хочет исправить прикус только его отпугивает цена, а так вся операция выглядит интереснее!
А вот упражнения весьма интересны и их можно использовать!
Эти упражнения мы делаем с ребёнком для улучшения дикции, логопед показывал как правильно всё это делать. Была удивлена, что они помогают не только с нашими проблемами произношения. Теперь буду заниматься с ним как можно чаще!
А как часто нужно делать такую миогимнастику? Я слышала от нее есть положительный результат от врача и других людей, которые ею занимаются постоянно, к тому же не надо никакого вмешательства другого, довольно дорогостоящего.